19.09.2024

Психологические группы для мальчиков стали открывать в детских поликлиниках

Психологические группы для мальчиков созданы на базе центров, дружественных подросткам, в детских поликлиниках Минска. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в пресс-центре ЮНИСЕФ в Беларуси.

Психологические группы для мальчиков стали открывать в детских поликлиниках 50

Как отметили в организации, за 20 лет работы таких центров за бесплатной и анонимной помощью педиатров, валеологов, психологов и других специалистов обратились тысячи детей по всей Беларуси. Правда, в большинстве – девочки. Опрос среди мальчиков показал, что многих из них останавливает отсутствие специалистов-мужчин, с которыми им было бы легче выстроить доверительные отношения.

Чтобы сделать психологические услуги для парней-подростков более доступными, к работе в центрах стали привлекать психологов-мужчин. И это сработало. Группы активно набирались, во время занятий мальчики начали открываться, откровеннее рассказывать о своих проблемах, а специалисты смогли оказывать более глубокую помощь.

С чем чаще всего сталкиваются парни в подростковом возрасте? Неумение понимать свои эмоции, низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, неоправданный риск, агрессия, стресс, влюбленность, возрастные изменения в теле и многое другое. Обо всем этом ребятам сложно говорить и совершенно не понятно, что делать.

Мужской разговор

Что вы почувствуете, когда на вас в столовой кто-то нечаянно разольет свой обед? Злость? Обиду? Испуг? А как отреагирует ваше тело? Возможно, вспотеют ладони или сожмется челюсть? Это вопросы, которые задает парням во время одного из тренингов педагог-психолог минского Центра, дружественного подросткам, «Доверие» Андрей Максименко.

– Мальчиков с детства никто не учит разбираться в себе, в своих чувствах. У нас принято, что парни должны быть сильными, они не плачут. Им эмоциональность не прощается, в отличие от девочек, – поясняет А. Максименко. – При этом они только учатся жить и, конечно, ошибаются, сталкиваются с общественным осуждением. Это сильно влияет на самооценку. К тому же сейчас многие мальчики воспитываются в неполных семьях, без видимой мужской модели. Им тяжело ― они не понимают, что, как и почему они чувствуют. Поэтому и не умеют управлять своими гневом, агрессией, злобой, обидой. На занятиях через сигналы тела мы учимся понимать возникающие чувства, развиваем эмоциональный интеллект.

Красной нитью через все встречи с ребятами проходит тема самооценки. Возраст 14–17 лет ― время принятия себя, компанией сверстников, вопросы взаимодействия с окружением, завоевания авторитета. Не столько психика, сколько физиология толкает мальчиков на проверку своих возможностей ― пойти на риск, попробовать новое, проверить, на что способен. Иногда это может привести к нарушению закона ― и такие ситуации, их причины и последствия тоже обсуждаются на встречах с психологом.

– Ситуации, связанные с молодежной преступностью, часто завязываются не на преступном интересе, а на желании пощекотать нервы, проверить, смогу или не смогу, – поясняет специалист. – Ребята не знают, как сжигать свои гормоны, которые активно выделяются в подростковом возрасте. Пробуют это делать через деструктивные методы, а наказание получают, как реальные преступники.

Психологические группы для мальчиков стали открывать в детских поликлиниках 61

Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

Задача психолога ― выстроить альтернативные модели поведения, новые паттерны. Просто сказать «это плохо ― не делай так» не сработает. Если человеку предложить скорректировать свое поведение, нужно выработать с ним альтернативную модель, иначе он не сможет отказаться от негативной стратегии.

– Возьмем пример мальчика, который заслуживает уважение в классе через силу и агрессию, – предлагает А. Максименко. – Я не могу ему сказать: «Откажись от этой модели поведения». Он этого не сделает, ведь в его представлении тогда он потеряет уважение. А другой модели поведения он не знает. Поэтому мы в процессе интерактивных игр, упражнений вырабатываем альтернативную стратегию, которая будет комфортна и ему, и его окружению.

Например, психолог предлагает представить, что ребята на месяц попали в тайгу с ограниченным запасом еды, воды и других необходимых вещей. Что делать, как спасаться, как друг с другом общаться? Ребята уверены, что они просто играют, на самом же деле ― демонстрируют те модели поведения, которые привыкли использовать со своим окружением. В процессе специалист помогает отрефлексировать происходящее, показывает, какие могут быть последствия у тех или иных решений, поступков, реакций. Важно дать понять ребенку, что можно вести себя иначе, и новая стратегия поведения может быть более выгодной.

Слушать тело

Вы знаете, какая еда улучшает ваше настроение? А какая – настраивает на рутинную работу или, наоборот, на креативный процесс? Сходу не так легко ответить на эти вопросы, а это ― физиологический интеллект. Он охватывает не только показатели роста, веса, цвета глаз, но и качество сна, знание своих биоритмов.

В какое время комфортнее ложиться спать, сколько часов сна нужно для отдыха, в какой половине дня легче даются домашние задания, а когда лучше погонять мяч с друзьями ― у каждого подростка ответы будут разные, потому что у каждого свои физиологические особенности. И знание о них, понимание и принятие своего тела ― важная часть физиологического интеллекта.

Например, у кого-то фаза активности попадает на 16–19 часов вечера. Для него в это время идеально заниматься спортом, а если сесть за домашние задания, мозг будет сопротивляться. А лучшим временем для рутинной работы может оказаться промежуток с 10 до 12 утра или с 19 до 21 вечера ― и тогда уроки будут делаться быстро и с удовольствием.

– Большинство ребят не знают своих физиологических особенностей, не изучают себя, – поясняет А. Максименко. – Часто им не хватает позитивного телесного контакта. Сын растет, взрослеет и в какой-то момент родители перестают его обнимать, целовать, говорить слова любви. Но потребность в этом у ребят остается, и они начинают закрывать ее через негативные поступки ― дергать девочек за косички, щипать. Наступает момент, когда мальчики начинают сексуализировать прикосновения, и это тоже очень важная часть взросления, которую мы затрагиваем на тренингах.

Психологические группы для мальчиков стали открывать в детских поликлиниках 72

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

На очень многие поступки мальчиков в переходном возрасте толкают гормоны, а совсем не ценности, психика или другие мотивы. В этом возрасте появляется чувство конкуренции, борьба за территорию, за власть, за авторитет. И без понимания того, что именно и почему происходит с резко взрослеющим телом, приходится сложно.

За 7 лет ведения тренингов для мальчиков-подростков А. Максименко побывал во многих уголках Беларуси и хорошо знает, что сложности у ребят одинаковые вне зависимости от точки на карте.

Чтобы взрослеющие ребята из любого уголка страны могли получить квалифицированную поддержку психолога, Центры, дружественные подросткам, в партнерстве с ЮНИСЕФ в Беларуси этой зимой запустили новый формат работы ― бесплатные онлайн-группы для 8–12 человек. Проект продлится до 29 февраля. Присоединиться могут парни в возрасте 14–17 лет, нужно лишь заполнить регистрационную форму. А дальше на протяжении 12 недель участников ждут онлайн-встречи, вебинары на важные для них темы в закрытом чате в мессенджере. И все это в сопровождении опытного мужчины-психолога, которому можно довериться.

О ближайшем наборе в такие группы можно узнать из анонсов в социальных сетях Центров, дружественных подросткам, или написав психологу в Telegram, Viber по номеру +375 (29) 706-45-91.

Как еще получить психологическую помощь подростку

Например, обратившись в социально-педагогические центры, которые работают с ситуациями детско-родительских отношений, вопросами проблемного поведения. В СПЦ могут обратиться не только подростки, но и родители. А также в Центры, дружественные подросткам, которые можно найти в своем городе на сайте www.junior.medcenter.by.

Есть бесплатные и круглосуточные телефонные линии, куда можно позвонить в кризисной ситуации:

  • детская телефонная линия – 8 (801) 100-16-11;
  • линия в Республиканском центре психологической помощи, работающая в рабочее время (с 9 до 18), – 8 (017) 300-23-21.

А еще эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси запустили онлайн-платформу talk2ok.by, с помощью которой подростки и молодые люди могут бесплатно и конфиденциально получать квалифицированную психологическую помощь в виде онлайн-консультаций.

Также на платформе работают равные консультанты, если ребенок хочет обсудить свою проблему со сверстником.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *