Оглавление
Toggle
- 1878 год. Покушение на петербургского градоначальника Федора Трепова
- 1914 год. Александр Блок пишет стихотворение «О, я хочу безумно жить…»
- 1938 год. Международный комитет в Нанкине представил материалы о 450 случаях убийств и изнасилований японскими солдатами
- 1973 год. На советские экраны выходит фильм Андрея Тарковского «Солярис»
- 2004 год. В Минске открыта в третий раз отстроенная ратуша
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1878 год. Покушение на петербургского градоначальника Федора Трепова
28-летняя революционерка-народница Вера Засулич, пришедшая под видом подательницы прошения в приемную градоначальника, выхватила револьвер и выстрелила в 65-летнего генерала, ранив его в левый бок. Этот день можно считать датой рождения русского терроризма, почвой для которого стали изменения общественного сознания — уже тогда даже в самых рафинированных слоях общества убийство ради идеи перестало расцениваться как преступление.
В ходе следствия выяснилось, что своим выстрелом Засулич хотела привлечь общественное внимание к положению политических арестантов. Генерал Трепов провинился тем, что, находясь с инспекцией в доме предварительного заключения, в нарушение закона 1863 г. о запрете телесных наказаний приказал прилюдно высечь розгами заключенного народника Боголюбова только за то, что тот вовремя не снял перед ним шапку.
Градоначальник еще до конца не оправился от тяжелой раны, а террористку под гром аплодисментов и крики «Браво!» уже освободили прямо в зале суда. Несмотря на то, что за подобные преступления предусматривалось наказание от 15 до 20 лет тюремного заключения, суд присяжных, который, казалось, сразу проникся к ней симпатией, вынес Засулич оправдательный вердикт. Обезумевшая толпа подхватила на руки ее адвоката и понесла по городу.
Разумеется, далеко не все одобряли подобное «торжество демократии». Говорили об опасном прецеденте. И не напрасно. По сути, оправдательным приговором Засулич в России был дан старт эпохе революционного террора. В том же году были совершены покушения на главу жандармерии Одессы барона Гейкинга, прокурора Киева Котляревского, агента сыскной полиции Никонова… Апофеозом террористического разгула стало убийство генерал-адъютанта Мезенцева — шеф жандармов был дерзко заколот в центре столицы.
Засулич с годами растеряла свой радикалистский пыл, стала меньшевичкой и не приняла Октябрьскую революцию. Впрочем, увидеть ее победоносного шествия старой революционерке не довелось — Вера Ивановна скончалась в 1919 г. в разгар Гражданской войны в холодном и голодном Петрограде. И хотя ничем выдающимся, кроме покушения на Трепова, «бабушка» русского террора больше не отметилась, видимо, в благодарность за тот исторический выстрел множество улиц и переулков в СССР были названы ее именем.
1914 год. Александр Блок пишет стихотворение «О, я хочу безумно жить…»
К тому времени Блок завершил работу над поэтическим циклом «Ямбы», который считал одним из самых удачных и многогранных. Перед его публикацией перед поэтом встал вопрос о том, каким же стихотворением открыть эту литературную подборку. В итоге буквально за час он написал эти строки:
О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, —
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь свободы торжество!
Как и его великие поэты-предшественники, Блок затронул тему роли поэта в обществе. При этом он не ставит перед собой глобальных задач вроде «глаголом жечь сердца людей». Его, совершенно лишенного тщеславия, совсем не интересовало, как именно люди будут воспринимать стихи, которые словно бы обращены внутрь. Блок писал не для того, чтобы произвести некий фурор в литературных кругах и покорить сердца доверчивых барышень, которые, к слову, засыпали с его портретами под подушкой и не давали ему прохода при встрече. Гораздо важнее для него сама возможность выражать свои мысли и чувства в стихах, даже если смысл их порой понятен лишь самому автору.
1938 год. Международный комитет в Нанкине представил материалы о 450 случаях убийств и изнасилований японскими солдатами
Страшные зверства японцев по отношению к китайскому гражданскому населению в тогдашней столице Поднебесной во время Второй японо-китайской войны (1937–1945) вошли в историю как Нанкинская резня. Насилие продолжалось в течение шести недель, начавшись 13 декабря 1937 г., в день, когда японцы завладели городом. За этот период солдаты Японской императорской армии убили по разным оценкам от двухсот тысяч до полумиллиона китайских гражданских лиц и разоруженных солдат, а также совершили множество изнасилований и актов мародерства. Мирных жителей сотнями хоронили живьем, сжигали на кострах, расчленяли заживо.
В Нанкине того времени проживало много европейцев, занимавшихся торговлей и миссионерской деятельностью. При приближении японской армии большинство из них покинули город. Однако 15 человек остались, они сформировали в западном квартале города Нанкинскую зону безопасности и комитет, названный Международным комитетом этой зоны. Возглавил комитет немецкий бизнесмен, член нацистской партии Йон Рабе, а поскольку между Германией и Японией был заключен и действовал Антикоминтерновский пакт, на эту зону бесчинства японцев не распространялись.
Рабе был возмущен бесчеловечностью японцев и вел дневник, в котором фиксировал их преступления.
«Прошлой ночью около 1 000 женщин и девушек были изнасилованы, около ста девочек в одном только колледже Цзиньлин… Не слышно ничего, кроме изнасилований. Если мужья или братья вступаются, их пристреливают. Все, что ты видишь и слышишь — это жестокость и зверства японских солдат! — записал Рабе в дневнике 17 декабря 1937 г.
Члены Международного комитета старались спасти китайское население, в Нанкинской зоне безопасности укрылись около 200 тыс. человек. А 5 февраля 1938 г. они представили японскому посольству сведения о 450 случаях преступлений японских солдат. Вот лишь некоторые выдержки:
«Случай 10 — ночью 15 декабря группа японских солдат ворвалась в здания Университета Нанкина в Tao Yuen и изнасиловала там 30 женщин, некоторых из них насиловали по шесть мужчин».
«Случай 13 — 18 декабря, 4 часа дня, в доме № 18 в I Ho Lu, японские солдаты хотели отобрать у мужчины портсигар, а когда он заколебался, один из них ударил его штыком в голову».
«Случай 14 — 16 декабря, семь девушек (возраст от 16 до 21) были забраны из Военного колледжа. Вернулись пять. Каждую из них ежедневно насиловали по 6–7 раз».
«Случай 15 — около 540 беженцев собрались по адресу № 83 и № 85 по Кантонской Дороге … Более 30 женщин и девочек изнасилованы. Женщины и дети плачут всю ночь».
«Случай 19 — в районе Hansimen японские солдаты явились ночью домой к 62-летней женщине, чтобы ее изнасиловать. Она сказала, что слишком стара. Тогда солдаты засунули в нее палку».
Вскоре после капитуляции Японии во Второй мировой войне высшие офицеры японской армии в Нанкине были отданы под суд. Двух генералов приговорили к смерти. Иванэ Мацуи, командовавшего соединениями Сухопутных войск, бравшими Нанкин, повесили. Хисао Тани, командира 6-й дивизии японской армии в Нанкине, расстреляли у южных ворот города, утопленного в крови его солдатами.
В 2005 г. бывший дом Рабе в Нанкине был отремонтирован и стал Мемориальным залом. 13 декабря 2014 г. Китай провел свой первый День памяти о Нанкинской резне.
1973 год. На советские экраны выходит фильм Андрея Тарковского «Солярис»
К тому времени картина уже получила специальный Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а также приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах.
В 1968 г. Тарковский принес на «Мосфильм» заявку, в которой отмечал: «Зритель от нас ждет хорошего фильма научно-фантастического жанра… Сюжет «Соляриса» острый, напряженный, полный неожиданных перипетий и захватывающих коллизий…»
Фильм снимался по роману польского фантаста Станислава Лема. После заключения договора со студией, Лем дал интервью «Советскому экрану», в котором заявил, что до сих пор ему «не приходилось видеть интересных и умных фантастических картин». В итоге писатель остался недоволен и фильмом Тарковского.
«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским, — рассказывал он. — Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот.
К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых… он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».
Большинство же критиков назвали фильм Тарковского шедевром, признав, впрочем, что писатель и режиссер действительно расставили акценты по-разному. Объектом внимания Тарковского становится человек, его внутренний мир, переосмысление им своей «земной» жизни в глубинах космоса.
Главные роли в картине исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук, которую Тарковский выбрал из целого созвездия претенденток, в числе которых были Алла Демидова, Анастасия Вертинская, Маргарита Терехова и даже шведская актриса Биби Андерссон.
«Когда начали снимать, я понемножку стал узнавать, что Андрей хочет, — рассказывал Банионис. — Если я знал — в картинах «Мертвый сезон» или «Никто не хотел умирать» — по жизни все, то с «Солярисом» я не разобрался, не понял, что это такое будет. Когда уже вышла картина, только тогда я целиком увидел это: музыка Баха, Хоральная прелюдия фа-минор, потом — «Блудный сын» Рембрандта в конце фильма, когда я на колени падаю, — вот это уже мировое достижение искусства. И я понял, куда я попал и что это такое. Посылает Бог и судьба встретиться с такими людьми».
2004 год. В Минске открыта в третий раз отстроенная ратуша
Первая, еще деревянная ратуша, была построена в XVI веке после того, как в 1499 г. город получил магдебургское право и обзавелся своими гербом и знаменем. Точное место ее расположения неизвестно, предположительно — в центре Троицкой горы на большой рыночной площади, в том месте, где сейчас здание Большого театра Беларуси. Здесь проходили заседания магистрата — органа самоуправления Минска. Но в 1547 г. сильнейший пожар уничтожил почти всю городскую застройку, в том числе и ратушу.
Новое, каменное строение возвели к 1600 г., но уже в другом месте — нынешнем Верхнем городе. Здание простояло более 250 лет. В 1857-м по указу Николая I ратушу снесли. Причем ни один горожанин не пожелал в этом участвовать, для разрушения постройки властям пришлось нанимать сезонных рабочих, подрабатывавших в городе.
Первый камень будущей, уже третьей ратуши и капсулу с обращением к потомкам заложили председатель Мингорисполкома Михаил Павлов и председатель Мингорсовета Владимир Папковский в сентябре 2002 г. Работая над проектом, современные архитекторы использовали старые чертежи и рисунки. Не пытаясь следовать им в точности, зодчие сохранили главные элементы здания.
Первое официальное мероприятие, которое здесь состоялось, — жеребьевка матча Кубка Дэвиса по теннису 5 февраля 2004 г. В День города ратуша приняла посетителей. А официальная церемония открытия с участием Президента Александра Лукашенко состоялась 4 ноября 2004-го.
Сегодня возрожденный символ Минска по праву вызывает гордость горожан. Здесь проходят важнейшие мероприятия в жизни столицы.