В Белорусском обществе защиты потребителей (БОЗП) сообщили об участившихся в последнее время случаях некачественного ремонта сложнобытовой техники. О том, как выйти из ситуации с наименьшими потерями для кошелька и почему сегодня специалисты рекомендуют обратить внимание на белорусские товары, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель ОО «БОЗП» Анна Суша.
– Анна Владимировна, насколько серьезна проблема?
– Конфликты между заказчиком и исполнителем услуг по ремонту техники существовали всегда. С развитием виртуального общения граждан они переходят в другую плоскость, где мы помочь потребителям в защите их прав уже не можем. Сегодня люди находят мастеров по ремонту в социальных сетях, откликаются на их объявления на интернет-площадках. Деньги за услуги перечисляются на карту, и в итоге доказать сам факт их оказания становится затруднительно.
Вторая проблема напрямую связана с первой. Авторами таких объявлений зачастую выступают так называемые самозанятые. То есть не индивидуальные предприниматели и не представители фирм, а физические лица, уплачивающие налог на профессиональный доход. Я не утверждаю, что они плохие специалисты, имеющие низкую квалификацию. Возможно, человек, к которому вы обратились, – отличный мастер. Но ваши взаимоотношения с ним не попадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Он и вы – обычные физические лица, поэтому решать все возможные проблемы придется, оперируя лишь Гражданским кодексом. Очень важное различие, учитывая, насколько плотно опекает права потребителя сам закон. А если еще и деньги были переведены на карточку, когда чека об оказании услуг у вас на руках нет, получается тупик. В суде нужны доказательства вашей сделки, а где их взять? Но, как правило, о таких нюансах никто не задумывается.
– Но ведь все дело в деньгах. Просматривая мессенджеры и интернет-платформы, люди ищут вариант подешевле.
– Есть такое. Зато, обращаясь за ремонтом в авторизированные сервисные центры, человек будет юридически защищен, я имею в виду его права потребителя. Что же касается стоимости услуг, то нужно знать следующее. Оговаривая сумму за ремонт, сервисная организация обязана получить у вас письменное согласие на оплату. Обычно ваша подпись должна стоять прямо в договоре. Объясню, почему это будет для вас важно.
Рынок сложнобытовой техники, а мы говорим именно о нем, сегодня огромен. Не всегда тот же мастер, будь он даже специалистом 80-го уровня, сможет сходу определить все поломки. Причем, как правило, вещь в ремонт берет собственно и не он, а приемщик за окошком сервисного центра. Последний же вообще может быть не компетентен. Поэтому, называя сначала одну сумму, вам могут позвонить и огорошить, что, мол, извините, товарищ, накладочка вышла. У вас в телевизоре полетело еще что-то, и заплатить придется в два раза больше.
– Теперь уже я подтвержу, что так и бывает. С подобным наверняка сталкивались многие. Что же делать?
– Никаких дополнительных ремонтных действий без вашего на то письменного согласия сервисная мастерская совершать не может. В противном случае вы не обязаны за это платить. В договоре указана конкретная сумма – и все! Если мастера обнаружили новую поломку, то пусть составляют дополнительный договор. А вы еще подумаете, раскошеливаться или нет.
– Большинство людей не понимает, что конкретно сломалось, поэтому мастер может наговорить с три короба, расписав даже несуществующие поломки, взяв соответствующую оплату.
– Закон «О защите прав потребителей» даже в этой ситуации помогает вам как может. Все дефектные детали и узлы, замененные за плату, должны быть возвращены потребителю под роспись. Вам они, разумеется, ни к чему, но это вещественное доказательство того, что ремонт бытовой техники, а конкретно – замена этих деталей, действительно имел место. Если в ходе дальнейшего конфликта дело дойдет до суда, можно провести экспертизу на предмет необходимости их замены.
Резюмируя сказанное, хочу остановиться вот на чем. БОЗП плотно сотрудничает с российскими коллегами. У них точно такая же ситуация: жалоб на ремонт стало больше. Свою ложку дегтя добавляют физические лица, призвать которых к ответу гораздо сложнее, чем ИП, но основная проблема – в отсутствии импортных запчастей. Поэтому «Покупай белорусское» – сегодня не просто слоган, а главный совет дня. Любая вещь, сделанная человеческими руками, рано или поздно сломается, зато в случае с отечественной продукцией у вас хотя бы не будет проблем ни с ремонтом, ни с обслуживанием.