Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 31 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1714 год. В Петербурге учрежден старейший музей России – Кунсткамера
Петр I распорядился перевезти все свои личные коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Кунсткамерой. Начало экспозиции положили коллекции, приобретенные царем в поездках по стране и за границей.
Петр часто бывал в музее, гордился этим научным заведением, даже принимал в нем послов. Кунсткамера была для посетителей бесплатной. Более того, царь считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Сохранились документы, согласно которым на специально выделенные Петром средства в музее предлагали посетителям «кофе и цукерброды», кормили закусками и поили венгерским вином. Впоследствии коллекция диковинок так разрослась, что понадобилось построить новое здание.
Сегодня в Кунсткамере насчитывается более 1 млн экспонатов. Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных здесь есть и этнографические отделы. Так, например, в зале Северной Америки особое внимание большинства туристов привлекает церемониальный костюм индейцев из Калифорнии, сверху донизу обклеенный вороньими перьями, в зале Китая — крошечные женские домашние туфли, рядом с которыми представлен гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки, в зале Африки — пугающие ритуальные маски, в зале Индонезии — кинжалы-крисы в форме языков пламени… А полное название учреждения ныне звучит так: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.
1955 год. Умирает Михаил Лозинский – поэт, писатель, критик и переводчик иностранной литературы
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», — сказала на его похоронах Анна Ахматова.
«Божественная комедия» Данте, пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Веги, даже «Шахнаме» персидского классика Фирдоуси – это все Лозинский. И какие блистательные это были переводы! Вот, например, фрагмент из «Собаки на сене» Лопе де Веги – тот эпизод, когда Тристан, слуга Теодоро, говорит со служанкой Дианы Марселой. Она хочет передать поручение хозяйки: «Скажи ему…» А Тристан отвечает:
Скажи сама.
Я подпись этого письма,
Я ножны этого кинжала,
Я рукоятка этой шпаги,
Я камень этого забора,
Я пляска этого танцора,
Я обувь этого бродяги,
Я только дышло этой фуры,
Я только цифра этой сметы,
Я только хвост его кометы,
Я только тень его фигуры,
Короче – я давным-давно
На этом пальце только ноготь,
И я прошу меня не трогать,
Пока мы вместе с ним одно.
За этой отповедью обычно следует такая буря аплодисментов, что у актеров заранее запланирована мизансцена на долгую паузу.
Судьба у Лозинского, как и у многих творцов его поколения, была непростой. Всю жизнь он дружил с Гумилевым и Мандельштамом. А Ахматова каждый год получала от него в день рождения букеты цикламенов. Когда на Гумилева завели расстрельное дело, арестовали и Лозинского. С тех пор он не знал покоя. В 1932 г. был осужден на три года за якобы антисоветскую агитацию, а после убийства Кирова, когда рука красного террора загребала всех без разбору, вновь оказался под арестом.
В это время дочка Лозинского крутила юношеский роман с сыном Алексея Толстого Никитой. Когда сын попросил за отца подруги, Толстой обратился к Горькому, у которого Лозинский работал после Октябрьской революции в издательстве «Всемирная литература». Алексею Максимовичу для решения вопроса нужно было идти к Сталину. Он спросил: «А кто такие Лозинские? С чего вы за них хлопочете?»
«И тогда мой 17-летний отец и 18-летняя мать зарегистрировали брак, – рассказывала внучка переводчика. – Лозинского отпустили. Поначалу брак был фиктивным. Каждый еще несколько лет жил в своей семье, поскольку оба были слишком юные. А затем в этом счастливом браке было семеро детей».
Одна из внучек Лозинского – ныне известная телеведущая, писательница и литературный критик Татьяна Толстая.
Работа М. Лозинского над переводами не прерывалась ничем – даже войной. В конце 41-го его с женой эвакуировали из Ленинграда на Волгу, в Елабугу. Разрешалось взять минимум вещей. Драгоценные словари Михаил Леонидович зашил в шубу. Из-за тяжести еле взошел по трапу самолета. Как раз тогда ему предстояло переводить третью часть «Божественной комедии» Данте. «Ад» и «Чистилище» уже были переведены. Именно над «Раем» он работал, живя в Елабуге в одной комнате с дочерью, тремя младенцами-внуками и козой. В 1946 г. за перевод «Божественной комедии» Лозинский был награжден Сталинской премией.
1959 год. Демарш сборной СССР на чемпионате мира по баскетболу
В этот день в столице Чили Сантьяго завершился третий чемпионат мира по баскетболу, в котором советская сборная, не проиграв в финальной части ни одного матча, заняла… шестое место. Как же такое возможно? Виной всему большая политика.
Для советских баскетболистов, действующих чемпионов Европы, это был первый чемпионат мира. Они разгромили всех своих соперников, включая сборную США, которую ранее не побеждали. Даже в случае поражения от Тайваня советская команда заняла бы первое место, но на встречу с этой сборной наши спортсмены не вышли вовсе, и по окончательному решению оргкомитета были дисквалифицированы и перемещены сразу на шестое место.
Дело в том, что ЦК КПСС дал прямое указание возглавлявшим сборную Степану Спандарьяну и Александру Гомельскому ни при каких обстоятельствах не играть с командой Тайваня, поскольку это косвенно означало бы признание существования такой страны. А после победы Мао Цзэдуна в китайской гражданской войне Советский Союз объявил, что не признает Тайвань, где обосновался побежденный генерал Чан Kaйши, суверенной территорией.
На седьмом месте по итогам чемпионата оказалась сборная Болгарии, поддержавшая демарш советских коллег. А победителем объявили команду Бразилии.
По возвращении домой советских спортсменов встречали как триумфаторов и каждому вручили именную медаль «За победу на чемпионате мира».
1990 год. В Москве открывается первый в СССР «Макдональдс»
Переговоры об открытии сети фастфуда в советской столице велись с 1976 г. — после Олимпийских игр, проходивших в Монреале. Бизнесмен Джордж Кохон, управлявший канадской сетью «Макдоналдс», предложил советской делегации открыть точки быстрого питания в Москве в преддверии Олимпиады-80. Но согласование условий затянулось, и только в апреле 1988 г. «Макдоналдс» смог договориться с «Мособщепитом» о совместном предприятии. Через год началось строительство здания для ресторана на Пушкинской площади.
Открытие первого «Макдоналдса» вызвало невиданный ажиотаж. Задолго до начала его работы перед входом выстроилась гигантская очередь. В ней стояли не только москвичи, но и жители других городов, специально приехавшие ради этого события. В восемь часов утра на Пушкинскую площадь стала подтягиваться милиция, чтобы установить коридор из железных заграждений.
За несколько минут до открытия привезли автобус с детьми из детдома и в обход очереди провели ко входу. Эти ребята и стали первыми посетителями «Макдоналдса». Гамбургеры и напитки им достались бесплатно.
Необычный интерьер, красно-желтые вывески, вежливые кассиры… Все это было в диковинку для советского человека. А особенно – улыбки официантов и их приветливое: «Доброе утро!» Это до такой степени смущало клиентов, что с персоналом вскоре провели инструктаж, попросив заменить привычные улыбки на… полуулыбки.
В день открытия первого советского «Макдоналдса» его сотрудники обслужили больше 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд первого рабочего дня в истории сети. Объяснение тут простое. Горбачевская перестройка и распад социалистического лагеря сопровождался беспрецедентной тягой ко всему западному. В моде были американские джинсы, фильмы, сериалы. На этом фоне «Макдоналдс» воспринимался как нечто большее, чем просто точка общепита. В общественном сознании он стал островком столь притягательного тогда яркого западного мира.
Два года спустя, 31 января 1992 г., «Известия» привели слова вице-президента России Александра Руцкого, вызвавшие скандал: «Когда я вижу очередь-змею к «Макдональдсу» — бывшему кафе «Лира» на Пушкинской, — это удручает… Многочасовое стояние у заведения «Макдональдса» — это не ожидание еды, — это ожидание причастия».
2004 год. В Минске проходит финал национального отбора на «Евровидение», в котором впервые участвуют представители Беларуси
Песенный конкурс «Евровидение» проходит каждый год начиная с 1956 г. и является одним из самых популярных неспортивных мероприятий в мире. Беларусь впервые приняла участие в нем в 2004 г.
В студии Белтелерадиокомпании 31 января состоялся первый национальный финал, который транслировался в эфире Первого национального канала. Ведущими были Лариса Грибалева и Алесь Кругляков. За единственную путевку боролись 15 исполнителей. По итогам голосования – телефонного в прямом эфире и интерактивного на сайте Белтелерадиокомпании – победителем был объявлен дуэт Александра и Константин с композицией My Galileo.
Сорок девятый в истории конкурс «Евровидения» прошел в мае на стадионе Абди Ипекчи в Стамбуле. Согласно жеребьевке, Александра и Константин выступали под № 2. Одним из бэк-вокалистов дуэта был Петр Елфимов, позже ставший представителем Беларуси на «Евровидении-2009». Сочетание белорусских национальных мотивов и английского языка Европа не оценила: дуэт не вышел в финал, а в полуфинале занял 9-е место. При голосовании максимальные 12 очков белорусские телезрители в полуфинале тогда присудили Украине, а в финале – России. Украина же свои 12 баллов отдала представителю Сербии и Черногории. Россия и вовсе не транслировала полуфинал, а поэтому не присудила Беларуси ни одного очка. Победителем «Евровидения-2004» в итоге стала украинка Руслана с «Дикими танцами».
Позднее белорусские дебютанты объясняли причину невысокого результата отсутствием опыта подготовки к конкурсу с учетом его специфики: «Тогда никто не знал, как нужно работать и что необходимо делать. Например, у Русланы на «Евровидении» была целая команда с флагами, флаерами, которые разбрасывались чуть ли не в уборных. Но ей было кому подсказывать, поэтому все и получилось… Мы сравниваем себя с Гагариным, который первым полетел в космос».