Оглавление
Toggle
- 1827 год. В Сибирь под конвоем прибывают первые декабристы
- 1887 год. Начало строительства Эйфелевой башни – самого высокого здания своего времени, ставшего символом Парижа
- 1938 год. Установлен рекорд скорости на дорогах общего пользования
- 1970 год. Георгий Данелия и Виктория Токарева подают на «Мосфильм» сценарную заявку под названием «Рецидивисты»
- 2003 год. Беларусь прощается с Владимиром Мулявиным
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 28 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1827 год. В Сибирь под конвоем прибывают первые декабристы
Их отправка в Сибирь началась в июле 1826 г. До осени 1827-го большинство ссыльных содержались в Благодатском руднике под Нерчинском, затем их перевели в Читу, а осенью 1830-го сконцентрировали на Петровском каторжном заводе под Иркутском. По отбытии сроков каторги осужденных расселяли в разных местах Сибири.
«Цвет всего того, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу, в почти необитаемый угол Сибири. Умственная температура в России понизилась… и надолго», – писал Александр Герцен.
А вот Сибирь, напротив, получила целый отряд наиболее образованных и деятельных, передовых представителей, «лучших людей из дворян». В лице декабристов местные крестьяне увидели первого народного учителя, который бескорыстно нес знания в темную народную массу. Из среды учеников и друзей декабристов выросла сибирская интеллигенция и вышли многие ее общественные деятели.
1887 год. Начало строительства Эйфелевой башни – самого высокого здания своего времени, ставшего символом Парижа
В течение двух лет двух месяцев и пяти дней притихший Париж с опаской наблюдал за тем, как на левом берегу Сены, в одном из любимых уголков отдыха, возносится вверх «пустотелый канделябр».
Необычное во всех смыслах сооружение возводилось по проекту инженера Александра Густава Эйфеля к открытию Всемирной выставки как символ достижений техники. За право увековечить столетие Французской революции боролись более 700 архитектурных предложений. В то время, когда Эйфель работал над детальным проектом башни, представители французской интеллигенции написали гневное письмо в газету «Тан», утверждая, что «эта гигантская черная труба будет позором города». Но они ошиблись. Эйфелева башня стала украшением и символом Парижа.
Вначале в ее строительстве использовались высокие краны, но, когда конструкция начала превосходить их по высоте, было принято решение сменить обычные краны мобильными, специально сконструированными Эйфелем. Эти краны двигались по рельсам, которые были проложены для будущих лифтов. Готовое сооружение имело высоту почти 313 метров, а когда в 1957 г. на него установили вышку телевизионного центра, подросло до 320 метров.
До наших дней Эйфелева башня сохранилась практически в неизменном виде. А ведь могла исчезнуть еще в августе 1944 г., когда ее повелел уничтожить Адольф Гитлер. Однако военный губернатор Парижа генерал Дитрих фон Котлиц ослушался фюрера и не выполнил приказ.
К Эйфелевой башне у Гитлера были особые претензии. С ее высоты завоеватель намеревался взглянуть на покоренный Париж. Но перед самым приездом Гитлера французы повредили привод лифта, который из-за войны невозможно было починить. Чтобы закрепить на самой вершине башни знамя со свастикой нацистские солдаты вынуждены были взбираться без помощи техники. Однако вскоре знамя было сорвано порывом ветра. Пришлось снова лезть наверх. Уже с полотном меньшего размера. Однако и оно было сорвано: отчаянные французы умудрились заменить нацистский символ на национальный триколор. Потом говорили: Гитлер завоевал Францию, но не завоевал Эйфелеву башню.
1938 год. Установлен рекорд скорости на дорогах общего пользования
На прямом участке шоссе между Франкфуртом и Дармштадтом знаменитый немецкий гонщик итальянского происхождения Рудольф Караччиоли разогнал свой Mercedes-Benz W125 до скорости 432,7 километра в час. Особенность достижения в том, что рекорд установлен не на специальной трассе, а на обычном двухполосном междугородном шоссе (ныне трасса А-5). Таким образом, это было достижение не только водителя и немецкого автопрома, но и строителей, соорудивших дорогу общего пользования, пригодную для езды на столь огромных скоростях.
Испытание на время было организовано нацистской партией, которая надеялась продемонстрировать выдающиеся достижения Германии в области создания автомобилей и дорог. После прихода к власти в 1933 г. Адольф Гитлер с энтузиазмом воспринял автострады, увидев, как фашистский диктатор Бенито Муссолини строит их систему в Италии. Нацистский проект стал известен как «автобан», что в переводе с немецкого означает «автомобильная трасса», и он быстро превратился в крупнейшую сеть в мире.
Основное соперничество в тот январский день развернулось между двумя титулованными немецкими автогонщиками, членом команды Mercedes Караччиолой и выступавшим за Auto Union Берндом Розмайером. По очереди они разгонялись на одном и том же участке шоссе, при этом каждый заезд был быстрее предыдущего. После того как Караччиолла разогнал свою машину до рекордной скорости, Розмайер был полон решимости превзойти достижение конкурента, но из-за порыва бокового ветра не справился с управлением и погиб. Его автомобиль на скорости около 440 км/час, потеряв сцепление с дорожным полотном, вылетел с шоссе и врезался в опору путепровода.
Караччиолла был глубоко потрясен гибелью соперника. «Какой смысл был в том, что люди гонялись друг за другом до смерти ради нескольких секунд? Служить прогрессу? Служить человечеству? Какая нелепая фраза перед лицом великой реальности смерти, – скажет он годы спустя. – Но тогда — почему? В тот момент я впервые почувствовал, что каждая жизнь прожита по своим собственным законам. И что закон для бойца таков: сжечь себя до последней нитки, что бы ни случилось с пеплом».
До начала войны Караччиолла отметился еще несколькими достижениями, упрочив славу великого автогонщика. Он, кстати, был другом писателя Эриха Марии Ремарка и даже учил его управлять автомобилем.
В 1942 г. Караччиолла отказался развлекать немецких солдат, поскольку «не мог найти в себе сил подбодрить молодых людей, чтобы они поверили в победу, в которую сам не мог поверить», и был уволен. Лишь в 1952 г. он вновь был принят в команду Mercedes-Benz. Но этот этап его гоночной карьеры был недолгим: после серьезной аварии в том же году на Гран-при Берна 51-летний гонщик оказался прикованным к инвалидному креслу.
Караччиолла умер в возрасте 55 лет от печеночной недостаточности. В 2001 г. к 100-летию со дня рождения знаменитого гонщика ему установили памятник на его родине в городе Ремаген.
1970 год. Георгий Данелия и Виктория Токарева подают на «Мосфильм» сценарную заявку под названием «Рецидивисты»
«В настоящее время я и Виктория Токарева работаем над сценарием «Рецидивисты». Беру на себя полную ответственность за производственное осуществление и идейно-художественное качество фильма…», – писал Данелия в записке на имя директора объединения «Время» киностудии «Мосфильм» Ширяева.
Сценарию с рабочим названием «Рецидивисты» вскоре предстояло перевоплотиться в забойный кинохит «Джентельмены удачи».
Вот как описывает рождение фильма автор книг по истории советского и российского кино Федор Раззаков. У Данелия был друг — тоже кинорежиссер Александр Серый, с которым они в 1959 г. вместе окончили Высшие режиссерские курсы. В 60-е годы Серый снял два фильма («Выстрел в тумане», 1964; «Иностранка», 1966), после чего угодил в тюрьму. Случай проходил по разряду бытовых: Серый из-за ревности ударил некоего мужчину, который неровно дышал в сторону его жены, топором по голове и сделал его инвалидом. За это и сел на несколько лет. Освободили его в конце 60-х, и он какое-то время маялся без работы. Узнав об этом, Данелия и решил ему помочь. Он задумал написать сценарий, по которому его друг поставил бы хорошую комедию. Причем, учитывая, что с тюремными нравами Серый был знаком не понаслышке, сюжет будущего фильма решено было увязать с неволей.
Писать сценарий Данелия стал не один, а пригласил в соавторы молодую, но уже известную писательницу 33 лет от роду Викторию Токареву. Познакомились они еще в 1967 г., когда на «Мосфильме» режиссер Алексей Коренев снимал фильм «Урок литературы» по ее рассказу «День без вранья». В процессе работы Данелия и Токарева сблизились настолько, что в киношной тусовке упорно ходили слухи об их любовном романе. Даже тогдашняя супруга режиссера, актриса Любовь Соколова, прекрасно знала об этом, но предпочитала молчать. Чем оказала отечественному кинематографу неоценимую услугу: вдохновленные сценаристы явили миру весьма качественный материал.
«Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.», — с этого обращения к худсовету начинается сценарная заявка.
Справедливости ради стоит отметить, что в первоначальном варианте сценарий был мало похож на то, что зритель в итоге увидел на экране. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова — а именно под него в первую очередь и писался сценарий — изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным воспитателем детского сада.
По первоначальному варианту сценария майор милиции, используя свое сходство с вором по прозвищу Доцент, садится в тюрьму с намерением попробовать перевоспитать самых трудных уголовников. Но когда Данелия с Токаревой пришли за консультацией в Главное управление исправительно-трудовых учреждений к будущему консультанту фильма подполковнику Голобородько, тот категорически отверг эту идею. «Если можно всяких жуликов воспитать добротой, зачем же тогда, спрашивается, карательные органы? Нет-нет, даже и не думайте!» Так вместо майора милиции на свет и появится воспитатель детского сада Трошкин.
Выйдя на экраны, «Джентльмены удачи» стали самой кассовой лентой 1972 г. – фильм посмотрели 66 миллионов зрителей.
2003 год. Беларусь прощается с Владимиром Мулявиным
Знаменитый «песняр» умер в воскресенье, 26 января, в военном госпитале имени Бурденко. В Москву его перевезли для реабилитации и восстановления после успешно проведенной в Минске операции. В НИИ травматологии и ортопедии белорусской столицы Владимир Георгиевич поступил в тяжелейшем состоянии, с переломом позвоночника и параличом всех конечностей, после автомобильной аварии, в которую попал 14 мая 2002 г., будучи за рулем своего «мерседеса». Возвращаясь с дачи, на закруглении дороги, обозначенном знаком «Опасный поворот», музыкант не справился с управлением. Автомобиль вылетел с дороги, врезался в дерево и опрокинулся.
Еще 11 января газета «Московский комсомолец» сообщала о том, что восстановление Мулявина в госпитале проходит успешно: «Появилась еще большая подвижность рук, кистей, самостоятельность работы других важных функций организма. Слава богу, у Мулявина не поврежден головной мозг. Музыкант живет вполне адекватной жизнью: разговаривает, смеется, когда смешно, ведет серьезные переговоры по телефону… В скором времени Владимира Георгиевича планируют выписать… Будем надеяться, что достигнутые главным «песняром» Советского Союза успехи – лишь начало полного и по возможности скорого излечения».
К сожалению, эти оптимистические прогнозы не сбылись. Спустя неделю после этой публикации Мулявину внезапно стало плохо и его перевели в реанимационное отделение. Трижды у него останавливалось сердце. Дважды врачи буквально возвращали его с того света, на третий раз не смогли.
27 января с Мулявиным прощались в Москве. А рано утром следующего дня гроб с телом покойного привезли в Минск. Отпевание прошло в Свято-Духовом кафедральном соборе. С 12 часов дня в центр города к залу Дома офицеров, где проходила панихида, бесконечным потоком шли люди. Несмотря на плохую погоду, очередь желающих проводить артиста в последний путь растянулась на три километра. Здесь были представители творческой интеллигенции, коллеги Мулявина, официальные лица и простые граждане Беларуси.
Пришел проститься с «песняром» и Президент страны Александр Лукашенко. «Владимир Мулявин олицетворял собой не только Беларусь и белорусский народ, он олицетворял и великую державу, перед которой преклонялся весь мир», – сказал Глава государства. Он отметил, что прощание белорусского народа с русским человеком, приехавшим в Беларусь и прославившим ее, символично. А лучшей памятью о Мулявине «останутся его песни, и в его песнях он останется с нами».
Похоронили Мулявина на Восточном кладбище в Минске.