22.11.2024

Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой

Оглавление

Toggle

  • Танец под окнами
  • Ошеломлял врага
  • В острых ситуациях

В годы Великой Отечественной войны Исса Александрович Плиев командовал кавалерийским корпусом. Командование запрещало ему лично ходить в атаки, но он все равно это делал. Плиев — единственный кавалерист, который был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. Подробности биографии героя — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой 40

Танец под окнами

Великая Отечественная уникальным образом соединила в себе новейшие средства ведения боя с теми, что использовали задолго до нашей эры. Наряду с танковыми и авиационными дивизиями, системами реактивной артиллерии в сражениях принимали участие кавалерийские корпуса. Надо отметить, что, в отличие от доисторических нападений конников, когда не существовало стрелкового оружия, в ХХ веке служить в кавалерии стало гораздо опаснее. В пешей атаке боец при кучном обстреле мог маневрировать из стороны в сторону, залечь. Всадник же являлся более уязвимой мишенью.

В операции «Багратион» немалую роль сыграли 4-й гвардейский кавалерийский корпус и крупная конно-механизированная группа (КМГ) при нем. Кавалеристы в спайке с танками шли в бой, освобождая белорусские города. Командовал ими Герой Советского Союза, единственный кавалерист, дважды удостоенный этого высокого звания, генерал-лейтенант И. Плиев.

На свет будущий военный появился в 1903 году в многодетной крестьянской семье в осетинском селении Старый Батакоюрт Владикавказского округа. Отец выращивал хлеб, чтобы прокормить домочадцев. Однажды от знакомых он узнал, что в далекой Канаде шахтеры зарабатывают крупные деньги, и с несколькими односельчанами отправился на чужбину за океан. Вначале действительно все шло хорошо, но спустя три года глава семейства погиб под завалом в шахте. Девятилетний Исса остался старшим мужчиной в семье. Он помнил советы отца, который всегда повторял: «Надо учиться, чтобы жизнь понимать». Парень поступил в сельскую церковно-приходскую школу, потом в ремесленное училище во Владикавказе. Летом приезжал к семье, помогал, батрачил. Лозунг большевиков «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей» он воспринял буквально. Это была его правда жизни. Поэтому после появления в Осетии в 1922 году Красной армии он вступил в ее ряды. Сначала боролся с бандами, скрывавшимися в горах. Потом его направили в Ленинградскую кавалерийскую школу.

В октябре 1926-го Плиева назначили командовать кавалерийской школой в Краснодаре. Там он познакомился с будущим доктором (тогда студентка) Екатериной Чехоевой. Возникли чувства. Отец девушки был крепким мужчиной и спустил с лестницы сватов Иссы. Тогда молодой человек сам пришел под окна дома сурового родителя и виртуозно станцевал сложный осетинский танец, показав свои гибкость, ловкость, силу. Ведь подобные танцы сродни акробатическим трюкам. Сердце отца растаяло, он дал согласие на брак дочери.

Ошеломлял врага

После окончания Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе Плиев был направлен в Монголию, где он преподавал в военном училище. Сразу после командировки в Улан-Батор он стал командиром 48-го кавалерийского полка Белорусского особого военного округа, во главе которого в сентябре 1939 года освобождал Западную Беларусь.

В период Великой Отечественной, пожалуй, не было знакового сражения, в котором не участвовали бы подразделения Иссы Александровича. Это и битва за Москву, и Харьковское сражение, и Курская, Сталинградская битвы, а также десятки других.

Под Москвой на начальном этапе враг имел превосходство в технике и живой силе. Отыскав уязвимое место в дислокации противника, генерал со своими бойцами прорвал фронт и с тыла нанес несколько ударов по немцам. Атака была стремительной. Конники появились из лесу внезапно и ринулись в бой. Фашисты считали, что против них воюет конная армия. О Плиеве ходили легенды. Командование запрещало ему лично ходить в атаки, а он повторял: «Неплохо, когда комкор видит своих бойцов перед собой, но порой нужно, чтобы и солдаты видели впереди себя командира».

Даже став генералом, комкор кавалеристов Исса Плиев периодически седлал коня и первым мчал в бой 51

Когда зимой 1942 года в Сталинграде Красная армия замыкала кольцо вокруг 6-й армии Паулюса, разведчики доложили, что на ближайшем участке итальянские дивизии меняют на немецкие. Одни убыли, другие только начали прибывать. Грех было не воспользоваться возможностью для атаки. Но к тому моменту штабного шифровальщика убили. Плиев не знал, как сообщить всем командирам своих подразделений об одновременном наступлении. И вдруг взял рацию и озвучил команду в открытом эфире, но на осетинском наречии. Фашисты ничего не поняли. А среди подчиненных генерала было много земляков, понявших приказ и передавших его другим. Тогда же всадники Плиева использовали интересный прием: после начала атаки они под пулеметным огнем падали из седел и повисали в стременах, словно убитые, а затем, достигнув окопов гитлеровцев, поднимались в седлах, забрасывали их гранатами.

В составе 1-го Белорусского фронта конно-механизированный корпус Плиева освободил Слуцк, Столбцы, Слоним и другие города. Немецкая группа армий «Центр» трещала по швам. Однако, уйдя далеко вперед и оказавшись оторванным от линии фронта, корпус попал в окружение под Брестом. Генерал и здесь проявил смекалку. Немцы ждали, что кавалеристы и танки будут прорываться на Восток, поближе к своим, а Исса Александрович выстроил войска ромбом и ночью двинул на Запад, оказавшись в оперативном тылу гитлеровцев. Этого те не ожидали. На том участке бойцы Плиева первыми перешли границу и оказались на территории Польши. Далее их ждал путь на Варшаву, а потом на Берлин.

В острых ситуациях

В послевоенные годы генерал командовал 9-й механизированной армией Южной группы войск в Румынии, руководил военными округами на Северном Кавказе, в Прикарпатье и Закавказье.

2 июня 1962-го в округ, которым командовал Исса Александрович, из Москвы пришло распоряжение пригнать танки в Новочеркасск. Там из-за повышения цен на продукты выступили рабочие. От генерала требовали применить самые жесткие меры. Но приказа использовать бронемашины против мирного населения он так и не отдал. Тем не менее при разгоне демонстрации силами милиции и внутренних войск без жертв не обошлось.

С июля 1962-го по май 1963 года, в самый острый момент Карибского кризиса, Плиев командовал группой советских войск на Кубе. По замыслу операции с кодовым названием «Анадырь» на Острове свободы планировали разместить советские стратегические ракеты. Там же он проявил себя и как одаренный дипломат. В результате создания системы сдержек и противовесов, в том числе и стараниями генерала, удалось добиться ликвидации американской ракетной базы в Турции — в подбрюшье СССР.

С 1968-го до ухода из жизни в 1979-м Исса Александрович работал генеральным инспектором Минобороны СССР. Армия была его судьбой до последнего дня.

Еще материалы рубрики:

Предала лучшая подруга. История разведчицы Лидии Базановой, чье имя долго оставалось неизвестным для масс

Умер на допросе в Бутырке. История разведчика-самородка, уроженца Минска Якова Серебрянского

Свела сама судьба. Как два опальных офицера вместе освобождали Беларусь от фашистов

Сапожник со «Звездой Героя». История жизни разведчика Ладо Давыдова

Сражаться, не опуская камеры. Как белорусский оператор Ефим Лозовский запечатлел войну с башни танка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *