Оглавление
Toggle
- 1906 год. Покушение на минского губернатора Павла Курлова
- 1937 год. Сталин высказывает замечания по сценарию фильма «Великий гражданин»
- 1942 год. Страшная летопись войны: зверства оккупантов в сводках Совинформбюро
- 1983 год. Уходит из жизни один из величайших комиков мирового кино Луи де Фюнес
- 1987 год. Горбачев объявляет «эру гласности»
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 27 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1906 год. Покушение на минского губернатора Павла Курлова
Подпольная организация эсеров приговорила Курлова к смерти после санкционированного им расстрела царскими войсками и полицией участников митинга в октябре 1905 г. у Виленского вокзала (территория современной Привокзальной площади). Исполнить приговор добровольно вызвался 26-летний минчанин Иван Пулихов. К нему присоединилась 27-летняя Александра Измайлович. Они сняли квартиру вблизи дома Курлова и стали наблюдать за губернатором, выжидая удобного момента для возмездия.
27 января (14-го по ст. ст.) в минском кафедральном соборе (ныне это — восстановленная церковь Святого Духа) проходило отпевание генерал-майора Степана Курча, на котором присутствовал и минский губернатор. Пулихов занял место рядом с входом в храм. Когда гроб с телом вынесли из собора и Курлов, поставив его на катафалк, выпрямился, Иван бросил в него бомбу. Попал в голову. Но, к счастью для Курлова, бомба не взорвалась. Вокруг было много народу и полицейских. Революционера схватили, стали бить. Измайлович в этот момент попыталась застрелить из револьвера полицмейстера Норова, но тоже безуспешно. Обоих эсеров доставили в участок, а затем в минскую тюрьму.
О случившемся Курлов незамедлительно, еще до выяснения личностей террористов, телеграфировал царю Николаю II: «Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что сего числа в 12 час. дня, когда я с офицерами местного гарнизона выносил из кафедрального собора гроб скончавшегося начальника местной бригады генерал-майора Курча, неизвестным злоумышленником из толпы была брошена бомба, оцарапавшая мне голову и безвредно упавшая к моим ногам. Счастлив, что по воле Божией могу продолжать служить своему Государю.
Соучастница задержанного злоумышленника несколько раз стреляла в полицмейстера, у которого прострелен воротник пальто и мундира. Полицмейстер невредим. Оба преступника задержаны».
Курлов и Норов не пострадали, но одна из пяти пуль, выпущенных Измайлович из «Браунинга», ранила стоявшего среди публики рядового Захара Потапова, а другая — почтальона Фому Гончарика. Первому пуля продырявила ладонь левой руки, второму угодила в мягкие части предплечья, также пройдя на вылет.
Военный суд приговорил участников покушения к смертной казни. Спустя десять дней Пулихова повесили на башне городской тюрьмы. В советское время его именем назовут улицу в Минске. Смертная казнь для Измайлович была заменена сибирской каторгой.
На губернатора Курлова было совершено еще не одно покушение, но он выжил. Служил на разных должностях (член Совета министра внутренних дел, и. о. вице-директора департамента полиции, начальник главного тюремного управления минюста и др.), пока в 1911 г. не вышел в отставку. Скончался 63-летний генерал-лейтенант в июне 1923 г. в эмиграции, до последних минут жизни оставаясь убежденным монархистом и врагом революции.
1937 год. Сталин высказывает замечания по сценарию фильма «Великий гражданин»
В основу сюжета двухсерийного черно-белого звукового художественного фильма режиссера Фридриха Эрмлера положена официальная точка зрения властей СССР на историю жизни и смерти Сергея Кирова. Убийство всенародно любимого партийного лидера послужило отправной точкой сценария, с которым Сталин очень внимательно ознакомился лично.
27 января 1937 г. Иосиф Виссарионович писал руководителю советского кинематографа Борису Шумяцкому:
«Сценарий т. Эрмлера («Великий гражданин») читал. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны.
Имеются, однако, ошибки.
- Представители «оппозиции» выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину.
- Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами-пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым.
- Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии…»
«Дело надо поставить так, — указывал далее Сталин, — чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела бы […] как борьба двух программ, из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека».
Сценарий был доработан с учетом сталинских замечаний. Первая серия картины была закончена в 1937 г. и вышла на экраны 13 февраля 1938 г. Она же открыла историю советского телевидения — пробную телетрансляцию 25 марта 1938 г. из Московского телецентра на Шаболовке смогли увидеть несколько десятков москвичей. Вторую серию «Великого гражданина» презентовали 27 ноября 1939 г.
В том, что Сталин лично читал и делал замечания по сценарию, не было ничего необычного. Понимая значение кино и его воздействие на широкие массы, вождь редактировал сценарии практически всех советских кинофильмов. Благо тогда их выпускалось немного.
«В кинематографе положение было таково, что ни одна картина (я имею в виду полнометражные) или группа короткометражных картин, образующих программу, за исключением хроники, скажем, «Новости дня» (да и «Новости дня» просматривались), не выходила на экран без просмотра Сталина и прямого его разрешения и поправок, которые он вносил. Таким образом, каждая картина, какую бы мы ни сделали, непременно дожидалась, иногда по полгода и больше, просмотра ее Политбюро, а фактически — Сталиным», — свидетельствовал Михаил Ромм.
К литературной основе фильмов вождь относился очень требовательно. По свидетельству Константина Симонова, бичуя отдельные картины, Сталин часто сваливал грехи только на сценаристов. Например, выступая в 1940 г. с речью по поводу фильма «Закон жизни» режиссеров Александра Столпера и Бориса Иванова, беспощадно критикуя автора сценария Александра Авдеенко, Сталин не поддержал реплики, что надо, мол, наказывать и режиссеров. Небрежно покрутив пальцем в воздухе, показывая, как крутится в аппарате лента, он сказал: «А что они? Они только крутили то, что он написал».
1942 год. Страшная летопись войны: зверства оккупантов в сводках Совинформбюро
В этот день, наряду с сухими цифрами о потерях и перечнем оставленных городов, передавались и такие сообщения:
«В селе Мясоедово Курской области немцы сожгли все дома, а население угнали в тыл. Во время пожара одна крестьянка вынесла из горящего дома двух своих детей, положила их на улице, а сама побежала спасать остальных. Проходившие по улице гитлеровцы схватили обоих детей и бросили их в прорубь реки. Перед отступлением из этого села немецкие бандиты изнасиловали 12 женщин и девушек, а затем расстреляли их».
В другом сообщении Совинформбюро рассказывалось о злодеяниях, совершенных фашистами в психиатрической лечебнице в селе Бурашево Калининской области. Ворвавшись в больницу, немцы учинили кровавую расправу над больными: немощных сбрасывали с коек и закалывали штыками, а над остальными устроили «большую потеху» — кололи им найденные здесь же морфий и другие наркотические средства и наблюдали за поведением несчастных людей. Поскольку дозы были смертельными, все больные скончались.
И еще одна информация этого дня. «У немецкого ефрейтора Отмара Меттерниха обнаружено неотправленное письмо такого содержания: «Ради бога, не верьте тому, что вам там показывают в кино. Вся кинохроника — это сплошное мошенничество. В кино, например, вам показывают большое количество меховых жилетов, посланных солдатам на фронт. Это все вранье. Мы их не получали и не видели».
Восточный фронт для большинства немцев был настоящим адом. Они до того боялись встретиться в бою с советскими солдатами, что предпочитали умереть от пули соотечественников. «Немецкие части, расположенные во Франции, получили распоряжение отправиться на советско-германский фронт, — говорилось в очередном сообщении Совинформбюро, датированном 27 января 1942 г. — Этот приказ вызвал среди немецких солдат возмущение и протесты. Чтобы задержать отправку эшелонов, солдаты расставили на железнодорожных путях грузовые машины. Прибывший карательный отряд произвел многочисленные аресты. Часть арестованных солдат была тут же расстреляна».
1983 год. Уходит из жизни один из величайших комиков мирового кино Луи де Фюнес
Актер фантастической энергии и редкой индивидуальности, благодаря которому советские зрители навсегда полюбили французскую комедию.
Для того чтобы пробиться сквозь невозмутимо сомкнутые ряды конкурентов, де Фюнесу пришлось потратить 44 года жизни и отметиться в 75 (!) кинофильмах. Знаменитые киноистории про Фантомаса и жандарма, комедии «Оскар», «Человек-оркестр», «Крылышко или ножка», «Разиня», «Большие каникулы» и «Большая прогулка» — все это было потом. Лишь после картины «Не пойман — не вор» 1958 г. широкая публика разглядела и открыла для себя этого «уморительного заморыша», как окрестила его одна из газет.
В начале 1980-х, после перенесенного инфаркта, Луи уехал в свое загородное поместье, где наслаждался тишиной и разводил свои любимые розы. «Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги, — пожаловался он однажды садовнику. — Чем ближе я подхожу к дому, тем дальше он от меня…» В тот вечер у него особенно болело сердце. Утром Луи вышел к жене со словами «Я скучаю один в своей комнате». Это были его последние слова.
1987 год. Горбачев объявляет «эру гласности»
В Москве открылся двухдневный Пленум ЦК КПСС, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.
С основным докладом «О перестройке и кадровой политике партии» выступил генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Он определил главные направления предстоящих реформ: превращение КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию; выдвижение на руководящие посты беспартийных; расширение «внутрипартийной демократии»; изменение функций и роли Советов (они должны стать «подлинными органами власти на своей территории»); проведение выборов в Советы на альтернативной основе (такие выборы — впервые за всю историю СССР — прошли в местные Советы во многих избирательных округах уже летом 1987 г.).
Правление Леонида Брежнева Горбачев назвал «эпохой застоя» и объявил наступление нового этапа перестройки — «эру гласности». «У нас не должно быть зон, закрытых для критики, — заявил он. — Народу нужна вся правда… Нам как никогда нужно сейчас побольше света, чтобы партия и народ знали все, чтобы у нас не было темных углов, где бы опять завелась плесень».
После Пленума последовал целый ряд шагов, направленных на послабление «гаек» в общественной жизни. Начали публиковаться ранее запрещенные произведения Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»), Гроссмана («Жизнь и судьба»), Платонова («Чевенгур»), Замятина («Мы»), Булгакова («Собачье сердце»), Пастернака («Доктор Живаго»). Широко обсуждались в обществе и новые книги: романы Айтматова «Плаха», Рыбакова «Дети Арбата», Дудинцева «Белые одежды». Не отставал и кинематограф: были сняты «с полок» фильмы «Комиссар» Аскольдова, «Короткие встречи» Муратовой, «Покаяние» Абуладзе. Параллельно возобновились дискуссии о реабилитации жертв сталинских репрессий, из заключения освобождались диссиденты, прежние позиции начало возвращать себе духовенство. В прессе стали обсуждать ранее табуированные темы — привилегированность советской партноменклатуры, бюрократизм, секс вообще и проституцию в частности, экологические проблемы. В конце 1987 г. на телевидении появилась телепрограмма «Взгляд».
Однако параллельно с этим в стране нарастал экономический кризис, обострялись социальные и межнациональные проблемы, решить которые «перестроечная власть» оказалась не в состоянии. В этих условиях, по мнению ряда специалистов, «эра гласности», ставшая единственным реальным достижением перестройки, одновременно стала и главным гвоздем в гроб агонизирующего Советского Союза.